Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Образовательная программа лицея №1525 "Воробьевы горы"

Оглавление

1. Общие положения

Информационная справка

Нормативные документы

Целевое назначение образовательной программы

2. Адресность образовательной программы

3. Система образования в лицее

Вторая ступень обучения

Предпрофильная подготовка

Третья ступень обучения

Стратегия развития профильного обучения

Аттестация учащихся профильной школы

Критерии и показатели эффективности системы предпрофильной подготовки и профильного обучения

Программа мониторинга эффективности образовательной среды

4. Учебный план лицея

Пояснительная записка к учебному плану на 2012/2013 учебный год

Основная школа

Старшая школа

5. Характеристика учебных программ

6.Организационно-педагогические условия, способствующие реализации образовательной программы

Организация учебного процесса

Формы организации образовательного процесса

Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение учащихся

Организация учебного процесса в целях охраны жизни и здоровья учащихся

Характеристика педагогического коллектива лицея

7. Формы аттестации и учета достижений учащихся

8.Ожидаемые результаты освоения программ

1. Общие положения

Образовательная программа является нормативно-управленческим документом учебного заведения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса, включает все модули.

Разработана педагогическим коллективом исходя из социального заказа родителей, образовательных запросов и потребности учащихся и обеспечивает реализацию идей базового и лицейского образования, а также создаёт психологически комфортную образовательную среду для общего интеллектуального развития личности. Программа отражает потребности обучаемых, родителей, общественности и социума.

Спецификой образовательной программы является обучение учащихся по выбору профильных направлений: биолого-химического, гуманитарного, информационо-технологического, социально-экономического, физико-математического.

Реализация повышенного уровня подготовки учащихся осуществляется в изучении отдельных предметов, определяющих профильность направления.

Информационная справка

ГОУ лицей № 1525 «Воробьевы горы» образован на базе Московского городского Дворца творчества детей и юношества в 1992 году, приказ МКО № 309 от 29.07.1992 г.

Преобразован в самостоятельное юридическое лицо в 1994 году на основании Приказа МДО № 161 от 20.05.1994г., свидетельство о регистрации образовательного учреждения лицей № 1525 «Воробьевы горы» № в реестре 2861-2 от 18 июля 1994 года, тип образовательного учреждения общеобразовательное, дополнительного образования, учредитель Московский Департамент образования, внесен в общегородской реестр г. Москвы за № 098.527.

Свидетельство о государственной аккредитации регистрационный номер № 000761 от 15.04.2010, удостоверяет что Государственное образовательное учреждение лицей №1525 «Воробьевы горы» прошло государственную аккредитацию, по результатам которой ему установлен государственный статус «общеобразовательное учреждение» по типу «лицей».

В соответствии с установленным статусом лицей реализует образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку по предметам технического профиля и имеет право на выдачу выпускникам документа государственного образца - аттестат об основном общем образовании, аттестат о среднем (полном) общем образовании.

Приказ № 247/4 от 22.03.2006г. «Об аттестации Государственного образовательного учреждения лицей № 1525 «Воробьевы горы». Лицензия Правительства Москвы на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам регистрационный номер 024260 от 04 июня 2008 года по 04 июня 2013 года.

ГБОУ лицей № 1525 «Воробьёвы горы» является многопрофильным общеобразовательным учреждением. В своей деятельности руководствуется Федеральными законами, Указами и распоряжениями Правительства РФ и Правительства Москвы, решениями Департамента образования, Юго-Западного окружного управления образования города Москвы.

Нормативные документы

Образовательная программа лицея основывается на следующих нормативных документах:

· Федеральный закон «Об образовании» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08.2004 N122–ФЗ, вступивших в силу с 1 января 2005 года;

· Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.;

· Типовое положение о лицее, разработанное на основе Закона РФ «Об образовании», Типового положения об образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.01 №196, постановления Совета Министров Российской Федерации от 08.01.91 №17.

· Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (приказ МО РФ от 11.02.2002 №393);

· Федеральный базисный учебный план общеобразовательной школы, утверждённый приказом Комитета по образованию от 09.03.2004 года № 1312;

· Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 (утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189);

· Целевая программа развития образования «Столичное образование - 6»

· Устав ГБОУ лицея №1525 «Воробьевы горы»

ГБОУ лицей № 1525 «Воробьёвы горы» - современное образовательное учреждение, главной задачей которого является создание высокотехнологичного образовательного пространства с использованием достижений современного Российского образования, ориентированного на реализацию приоритетных национальных проектов в области современной российской школы.

Образовательная программа лицея направлена на удовлетворение потребностей:

· учащихся и их родителей – в достижении высоких образовательных результатов в соответствии с их индивидуальными особенностями, в обеспечении условий для развития потенциала, способности к социальной адаптации каждого ребенка;

· учителей – в организации образовательного процесса, соответствующего личностному потенциалу учителя, таким образом гарантируя право личности на самореализацию и неповторимый стиль профессиональной деятельности.

Лицей реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие предпрофильную подготовку на II ступени (8, 9 кл.) и профильное наполнение (III ступень) трех направлений образовательного пространства: технического, естественнонаучного и гуманитарного.

Совместная работа лицея с МГДДЮТ дает возможность реализации системы интегрированного образования - соединение базового и дополнительного образования.

При разработке образовательной программы педагогический коллектив лицея основывался на принципах:

· целостности;

· природо- и культуросообразности;

· социосообразности;

· системности;

· соответствия и взаимообусловленности ресурсного обеспечения образовательной программы.

Уже в лицее дети получают возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче соответствует многопрофильное образование, которое предоставляет выпускнику не только качественное среднее (полное) образование, но и широкие возможности выбора сферы общественно значимой деятельности, соответствующей его склонностям, интересам, способностям и полученным начальным профессиональным навыкам. Этот более высокий уровень самореализации обуславливается психолого-педагогическими основами, определяющими ориентацию педагогической деятельности:

· на включение ученика в качестве субъекта в учебный процесс;

· на дифференцированный подход в обучении, предполагающий выбор современных образовательных технологий;

· на создание условия для свободного выбора ребенком цели, содержания и способа творческой самореализации;

· на продуктивное взаимодействие педагога и ребенка;

· на построение и развитие детско-взрослого сообщества как необходимого условия становления личности;

· на утверждение идеи непрерывного образования.

Осмысление идей лицейского образования позволило педагогическому коллективу определить общие требования к преподаванию курсов общего и дополнительного образования:

· обязательность целенаправленной работы по формированию надпредметных умений;

· формирование культуры диалога в общении, обучение принятию многозначных оценочных суждений;

· обучение рефлексии как методу самоанализа.

Структура воспитательной системы лицея складывается из учебного процесса, его продолжения в системе познавательной внеурочной деятельности (олимпиады, экскурсии, посещение лекториев, профильных выездов и экспедиций), развивающей досуговой деятельности (участие в работе кружков, творческих объединений, слетах), проведения традиционных лицейских праздников, коллективных дел, из сотрудничества с семьей учащегося.

Ведущим принципом управления является согласование интересов субъектов образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей на основе открытости образовательного учреждения и ответственности всех субъектов образовательного процесса за образовательные результаты.

Целевое назначение образовательной программы

Цель - формирование компетентной личности, готовой к осознанному выбору дальнейшего пути обучения.

Задачи:

· создание оптимальных условий для развития способностей, интеллектуального, творческого и нравственного потенциала учащихся;

· создание условий для формирования готовности учащихся к осознанному выбору дальнейшего направления обучения;

· повышение профессионального мастерства учителя, обогащение и развитие творческого потенциала участников образовательного процесса;

· материально-техническое, ресурсное обеспечение процесса формирования компетентной личности;

· создание условий для эффективного функционирования субъектов образовательного процесса на основе открытости и ответственности за образовательные результаты.

Процесс формирования компетентной личности рассматривается нами как:

· соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, что предполагает ориентацию на усвоение учащимися заданного объема учебного материала, на развитие у них способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта;

· соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям всех учащихся; повышение уровня доступности содержания образования; создание дополнительных условий для расширения и углубления знаний учащихся в интересующих их образовательных областях;

· соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

Повышение значимости лицейского образования с одновременным сокращением объема обязательного для изучения материала и обеспечением психологического комфорта возможно при следующих организационно-методических условиях:

· обеспечить направленность образовательного процесса на формирование функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, обеспечивающих возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности в условиях меняющегося общества;

· расширить возможность индивидуализации образовательных программ, самостоятельной и иной деятельности учащихся.

Процесс формирования компетентной личности предполагает создание следующих психолого-педагогических условий:

· повышение уровня мотивации образовательной деятельности учащихся;

· формирование партнерских отношений участников образовательного процесса.

2. Адресность образовательной программы

Образовательная программа адресована учащимся 8–11 классов и предполагает удовлетворение познавательных запросов учащихся и потребностей родителей в получении их детьми качественного образования на повышенном уровне сложности.

Образовательная программа ориентирована на учащихся, достигших 13 лет и старше, имеющих первую или вторую группу здоровья. Наличие третьей и четвертой группы здоровья не исключает возможности обучения в лицее, но определяет содержание индивидуального сопровождения.

При зачислении в восьмой класс соблюдается порядок приема учащихся, гарантирующий их право на образование в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

Зачисление в восьмой класс производится на основе Положения о приеме учащихся в восьмой класс в соответствии с Уставом лицея.

Учащимся 8 класса предлагается программа основного общего образования, обеспечивающая подготовку по общеобразовательным предметам, в которой соблюдены принципы непрерывности и преемственности между начальной и основной школой. Индивидуальные образовательные запросы учащихся учитываются при разработке учебного плана и выборе элективных курсов и курсов дополнительного образования.

Зачисление в десятый класс производится в заявительном порядке на основе Положения о приеме учащихся в 10-е профильные классы лицея.

При поступлении в 10 класс лицея учитываются образовательные результаты выпускников основной школы, представленные результатами ГИА, аттестатом и портфолио учащихся.

Основная школа

Процедура выбора: ознакомление родителей будущих лицеистов с реализуемыми образовательными программами (родительские собрания, Дни открытых дверей); индивидуальные консультации; анализ состояния здоровья детей (на основании медицинских документов); анализ успешности учебной деятельности и познавательных интересов.

Средняя школа

Основаниями для выбора являютcя:

· профессиональные ориентации и жизненные планы учащихся;

· достижение учащимися уровня образованности, необходимого для успешного продолжения образования;

· успехи в творческой, социальной деятельности; состояние здоровья ученика.

Процедура выбора представлена следующими шагами:

· информация для учащихся и родителей о возможных вариантах выбора образовательных маршрутов в лицее и других образовательных учреждениях города и необходимых для этого основаниях (родительские собрания, Дни открытых дверей, информационные сборники для родителей и обучающихся);

· анализ жизненных планов учащихся;

· педагогическая диагностика уровня образованности и анализ творческих и социальных достижений учащихся;

· анализ состояния здоровья учащихся;

· собеседование с учащимися и их родителями при зачислении в 10 классы;

· индивидуальные консультации для родителей и учащихся, не поступивших в 10 классы (рекомендации по возможностям выбора иного образовательного маршрута).

3. Система образования в лицее

Образование в лицее строится на основе учебного плана, разработанного в соответствии с рекомендациями Федерального базисного учебного плана (приказ №1312 Министерства образования России от 09.03.2004 с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889), Московского базисного учебного плана (приказ Департамента образования города Москвы от 11 мая 2010 г. № 958 с изменениями, утвержденными приказом Департамента образования города Москвы от 04 мая 2011 г. № 327) и Федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом СанПиН 2.4.2.2821-10.

Вторая ступень обучения

Задачи:

· формировать и развивать познавательные интересы учащихся и самообразовательных навыков;

· заложить фундамент общеобразовательной подготовки в соответствии с современными требованиями на базе содержания образования, отвечающего необходимости познания основных элементов человеческой культуры;

· развивать у учащихся самостоятельность мышления, творческие способности и способность к самоопределению;

· обеспечить психолого-педагогическую поддержку выбора профиля обучения с учетом способностей, желаний и возможностей учащихся;

· учитывать индивидуально-личностные различия учащихся при комплектовании профильных классов;

· создать оптимальные условия для самовыражения, самореализации и самоопределения учащихся в различных видах познавательной и творческой деятельности на учебных и внеучебных занятиях в лицее и вне его;

· в качестве приоритетного направления педагогической работы рассматривать разработку проблем личностного и профессионального самоопределения.

Реализовать:

· отработку модели предпрофильной подготовки учащихся 8 – 9 классов;

· развитие педагогической технологии через совершенствование отдельных элементов урока, методики использования различных средств обучения, блочной подачи материала групповых форм организации учебной работы;

· развитие детского самоуправления;

· создание организационно-педагогической структуры II – III ступени.

Предпрофильная подготовка

В 8, 9 классах за счет часов лицейского компонента вводится предпрофильная подготовка, которая представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей их образовательному самоопределению.

Предпрофильная подготовка в лицее начинается с 8 класса.

При поступлении в лицей с абитуриентами работает психолог, который осуществляет психолого-педагогическую поддержку учащихся, изучает их склонности и интересы, социальный заказ родителей, оказывает помощь в определении будущего образования ребёнка. По результатам психологического тестирования абитуриенту выдаются рекомендации по выбору профильного направления.

В 8 классе к базовой добавляются элективные курсы, которые помогают учащимся попробовать свои силы и соразмерить свои интересы и потребности с определёнными областями знаний.

Содержание курсов нацелено на профильную ориентацию учащихся, желающих продолжить обучение в десятых профильных классах. В преподавании элективных курсов используется проектный метод, тренинги, организационно-деятельностные игры, социальные практики, проведение исследований, экспериментов.

Итоговая аттестация выпускников основной школы.

Организация поступления в старшую профильную школу.

По окончании основной школы на основании Закона Российской федерации «Об образовании» учащиеся сдают экзамены по математике и русскому языку (в формате ГИА или в традиционной форме). Два экзамена сдается по выбору. Учащиеся, поступающие в десятый профильный класс, выбирают экзамены в соответствии с профильными предметами в формате ГИА.

Зачисление в профильные классы проводится на конкурсной основе в июне – августе по заявлению учащегося, с согласия родителей или лиц, заменяющих их. Вне конкурса зачисляются ученики лицея, выполнившие программу предпрофильных курсов и имеющие хорошие и отличные отметки по профильным дисциплинам. При поступлении также учитывается участие в олимпиадах различного уровня, творческие и исследовательские работы учащихся (портфолио учащегося).

Учащиеся, не успевающие по профильным дисциплинам, решением педсовета могут быть отчислены из профильного класса, с дальнейшим обучением в общеобразовательном классе.

Третья ступень обучения

Задачи:

· продолжить развитие самообразовательных навыков, и прежде всего навыков самоорганизации и самовоспитания;

· сформировать психологическую и интеллектуальную готовность старшеклассников к профессиональному и личностному самоопределению;

· обеспечить развитие теоретического мышления и высокий уровень общекультурного развития;

· обеспечить подготовку к получению профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартными, интересами и способностями учащихся;

· создать базу для дальнейшего формирования профилей. Обучение вести в сочетании с элективными курсами, направленными на поддержку профильных и базовых курсов;

· продолжить разработку, апробацию и корректировку программ по образовательным областям, спецкурсам и спецсеминарам;

· внедрение и корректировка программ интегрированных курсов;

· дальнейшая отработка технологии зачетов;

· обновление педагогических технологий, которое подчинено идее личностно-ориентированного обучения;

· создание творческих лабораторий по интересам;

· совершенствование ученического самоуправления через совет старшеклассников;

· создание организационно-педагогического элемента системы «Лицей – ВУЗ».

Стратегия развития профильного обучения

На завершающей ступени общего образования вводится система специализированной подготовки учащихся – профильное обучение. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Все классы III ступени в лицее - профильные.

В лицее следующие профили обучения:

биолого-химический (профильные предметы: биология, химия);

гуманитарный (профильные предметы: русский язык, английский язык, литература);

информационно-технологический (профильные предметы: математика, информатика и ИКТ);

социально-экономический профиль (профильные предметы: математика, экономика, право, обществознание, география).

физико-математический (профильные предметы: математика, физика, информатика и ИКТ);

Аттестация учащихся профильной школы

Ежегодная аттестация учащихся профильных классов предусматривает проведение переводного экзамена по профильным дисциплинам. Выбор предмета и форму проведения переводного экзамена определяет педагогический совет образовательного учреждения.

Выпускникам профильных классов, успешно сдавшим ЕГЭ и подтвердившим соответствие качества подготовки требованиям государственным образовательным стандартов и уровню подготовки, предусмотренному содержанием профильного образования, выдается аттестат об общем образовании с соответствующей записью о профиле класса.

Требования, предъявляемые к учителю профильной школы.

Учитель профильной школы должен иметь первую, либо высшую квалификационную категорию, пройти курсы повышения квалификации и обеспечивать:

· вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса;

· практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);

· завершение профессионального самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере.

Изменения, происходящие в образовательном процессе

1. В организации учебного процесса:

· Переход на новые учебные планы;

· Разработка новых элективных профильных курсов;

· Частичный переход к блочно-модульному принципу планирования учебного процесса по некоторым предметам;

· Комплектование профильных классов на основе мультипрофильных групп;

· Разработка и составление расписания учебных занятий в условиях обучения по индивидуальным учебным планам.

Учебный план выступает технической основой организации профильного обучения, включает 3 блока:

· Базовые общеобразовательные предметы;

· Профильные общеобразовательные предметы (не менее 2 дисциплин, изучаемых на профильном уровне);

· Элективные курсы: направленные на поддержку базового курса; направленные на поддержку профильного уровня; для удовлетворения познавательных интересов

2. В педагогической системе в целом:

· Частичный переход от классно-урочной системы к лекционно-семинарской, групповой;

· Обучение по индивидуальным учебным планам;

· Информатизация учебного процесса через активное внедрение информационных технологий, создание единого информационного пространства лицея, обновление материально-технической базы.

3. В содержание методической работы учителя:

· Освоение содержания новых учебно-методических комплексов;

· Освоение методов реализации компетентностного подхода;

· Разработка нового варианта тематического и поурочного планирования;

· Освоение принципов разработки программ элективных курсов;

· Освоение новых педагогических и информационно-коммуникативных технологий;

· Курсовая подготовка.

4. В технологии обучения:

· Обучение на коммуникативно-познавательных и проблемно-поисковых основах;

· Использование технологии проектного обучения, информационных технологий;

· Использование исследовательского метода обучения.

5. В комплектовани профильных классов:

· Зачисление в 10 класс с учётом портфолио достижений и образовательного рейтинга учащегося;

· Обучение учащихся способам формирования индивидуального учебного плана (выбор профильных и базовых дисциплин, элективных курсов и т.д.);

· Обучение лицеистов способам и средствам самопознания, самоопределения.

6. В системе контроля и оценки знаний учащихся:

Введение новых методов контроля и оценки учащихся (портфолио).

7. Изменения в системе управления:

· Пересмотреть функциональные обязанности управленческого персонала и специалистов;

· Изменить систему оценки труда педагогических кадров, обеспечивающих предпрофильную подготовку и профильное обучение;

· Автоматизировать систему управления лицеем.

Критерии и показатели эффективности системы предпрофильной подготовки и профильного обучения

· Число учащихся, удовлетворённых качеством, доступностью, вариативностью обучения на профиле - 80%;

· Число учащихся, удовлетворённых качеством, доступностью, вариативностью элективных курсов - 80%;

· Увеличение процента выпускников 11-х классов, поступивших в высшие и средние профессиональные образовательные учреждения по выбранному профилю – не менее 80%;

· Повышение профессионального уровня и квалификации педагогов, ведущих профильные предметы – 100%;

· Число учащихся, пользующихся информационной рейтинговой системой (портфолио) – 100%;

· Качественный показатель обученности учащихся по профильным предметам не менее 50%.

Программа мониторинга эффективности образовательной среды

Показатели

Содержание информации

Источники получения информации

Ответственные за сбор информации

Использование информации

I. Объем знаний (обученность)

1.Предметы общего развития

-владение знаниями о науке как части общечеловеческой культуры;

-владение знаниями о человеке, природе, обществе;

-владение методами и приемами самопознания и самооценки

-владение иностранным языком в пределах школьной программы;

-осознание значения языковой культуры как части общечеловеческой.

- включенное наблюдение;

-срезы, контрольные работы, тесты (входной, периодический, итоговый контроль);

Заместитель директора по УВР

Руководители МО

Проведение коррекции учебных программ по итогам контроля.

2.Базовые предметы

-владение базовыми знаниями в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

-контрольные работы, срезы, тесты

-наблюдение

-итоговая аттестация учащихся.

Заместитель директора по УВР

Руководитель психологической службы.

Руководители МО

Проведение коррекции учебных программ по итогам контроля.

3. Профильные предметы (10-11 классы)

-повышенный уровень знаний по профильным дисциплинам в соответствии с программой;

-владение основными знаниями и рациональными способами исследовательской деятельности;

-ориентация в современных концепциях, теориях, проблемах в области профильных наук.

-анализ уровня обученности учащихся;

-анализ уровня преподавания профильных дисциплин;

-тесты, зачеты, контрольные работы, срезы;

-собеседование с учителями, работающими в профильных классах.

Заместитель директора по УВР

Руководитель психологической службы;

Руководители МО

Проведение коррекции учебных программ по итогам контроля.

4. Элективные курсы (8-11 классы)

-удовлетворенность уровнем преподавания элективных курсов;

-эффективность преподавания элективных курсов;

-контроль за посещаемостью элективных курсов.

-контрольные тесты, проекты;

-наблюдение;

-исследование эффективность и проведения элективных курсов.

Заместитель директора по УВР

Руководитель психологической службы

Проведение коррекции программ элективных курсов по итогам контроля, анализ уровня, эффективности и целесообразности проведения элективных курсов.

II. Готовность учащихся к выбору профессии

Формирование готовности учащихся к выбору профессии

-область интересов;

-характерологические особенности и способности учащихся;

-профессиональные предпочтения;

-личностная и профессиональная готовность.

-методики:

-ДДО;

-«Хочу познать себя» Айзенк;

-Голомшток; проф.ориентационные пробы;

-инструментарий – Профессиональная готовность. Тест.

Заместитель директора по УВР

Руководитель психологической службы;


III. Здоровьесбережение

Состояние здоровья учащихся

-использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе;

-выполнение требований САНиПИНа;

-сохранность здоровья;

-уровень работоспособности;

-уровень утомляемости;

-стабилизация показателей физического здоровья.

анализ данных по состоянию здоровья детей и тенденций по изменению

-оценка работоспособности (хронометраж, визуальное наблюдение);

-оценка физического развития

Заместитель директора по УВР

Медицинский работник;

Социальный педагог

Совещания, методические рекомендации

IV. Портфолио учащегося

Портфолио учащегося

-проверка заполнения портфолио обучающимися 8-11 классов.

Данные заполнения портфолио

Заместитель директора по УВР, ВР;

Классные руководители

Оказание помощи, создание условий для реализации индивидуальных возможностей при заполнении портфолио

V. Профессионализм педагогов

Педагогические кадры

-изучение особенностей профессионального стиля педагогов;

-контроль уровня преподавания базовых/профильных учебных дисциплин.

Посещение и анализ уроков, анкетирование педагогов и учащихся.

Директор;

заместители директора по НМР, УВР;

Руководители МО.

Корректировка плана по работе с кадрами; аттестация

VI. Предпрофильная подготовка

Анализ реализации предпрофильной подготовки

-создание условий для организации и осуществления предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов.

Анализ особенностей организации, функционирования и управления ППП на параллели 8-9 классов.

Заместители директора по УВР, НМР.

Внесение изменений в организацию и управление ППП

VII. Профильное обучение

Анализ реализации профильного обучения

-создание условий для организации и осуществления профильного обучения учащихся 10-11 классов.

Анализ особенностей организации, функционирования и управления ПО на параллели 10-11 классов.

Заместитель директора по УВР, НМР.

Внесение изменений в особенности организации, функционирования и управление ПО на параллели 10-11 классов.

В качестве главного результата мы рассматриваем возможность получения молодыми людьми, заканчивающими лицей, качественного общего образования, на основе обучения в условиях интеграции ресурсов учреждений общего и дополнительного образования, а также способность нести личную ответственность за выбор жизненного пути и дальнейшего образовательного маршрута.

4. Учебный план лицея

Пояснительная записка к учебному плану на 2012/2013 учебный год

Учебный план Государственного бюджетного образовательного учреждения лицея № 1525 «Воробьёвы горы»"

· разработан на основе Федерального базисного учебного плана (приказ №1312 Министерства образования России от 09.03.2004 с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889), Московского базисного учебного плана (приказ Департамента образования города Москвы от 11 мая 2010 г. № 958 с изменениями, утвержденными приказом Департамента образования города Москвы от 04 мая 2011 г. № 327) и Федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

· утвержден педагогическим советом лицея;

· сохраняет преемственность образовательной стратегии 2011/2012 учебного года в создании условий предпрофильной и профильной подготовки по трем направлениям: гуманитарному, естественнонаучному и техническому, объединяющим пять специализаций: биолого-химической, гуманитарной, информационно-технологической, социально-экономической, физико-математической на основе интеграции образовательных программ с МГДД(Ю)Т с 1992 года;

· ориентирован на освоение программ, основного и общего, среднего (полного) общего образования, усвоения минимума образовательных стандартов и программ углублённого изучения ряда предметов в зависимости от профиля направления и специализации;

· сохраняет соотношения между компонентами: федеральным, региональным, лицейским;

· является нормативно-правовыми документом учреждения, гарантирующим максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в 8-9 классах в объёме - 36 часов в неделю, в 10-11 классах - 37 часов при продолжительности учебного года 34 учебных недели (не включая летний экзаменационный период и проведение учебных сборов по основам военной службы). Обучение ведется в режиме 6-ти дневной учебной недели с продолжительностью урока 45 минут;

· рекомендует в соответствии с СаН ПиН затраты времени на выполнение домашних заданий в пределах: в 8-х классах до 2,5 часов, в 9-11-х классах до 3,5 часов.

· способствует выполнению социального заказа родителей и обучающихся;

· обеспечивает развитие творческих способностей обучающихся на основе учебно-исследовательской и проектной деятельности;

· стимулирует творческий потенциал педагогического коллектива.

Инвариантная часть учебного плана

представлена традиционным набором образовательных областей: филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, технология, физическая культура и призвана дать обучающимся базовый уровень знаний на основе требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования и требований к уровню подготовки выпускников.

Вариативная часть

включает часы регионального компонента и компонента общеобразовательного учреждения - лицея и обеспечивает предпрофильное (8-9 кл.) и профильное (10-11 кл.) наполнение трех направлений образовательного пространства лицея: гуманитарного, естественнонаучного, технического.

Часы регионального и лицейского компонентов используются для:

· углубленного изучения учебных предметов,

· введения новых учебных предметов, усиливающих предпрофильную и профильную направленность,

· элективных курсов (по выбору обучающихся),

· предметных практикумов,

· деления класса на группы,

обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию обучения, а также на развитие СУУН.

Образовательная область "Филология"

Представлена образовательными компонентами: русский язык, литература и иностранный язык, английский (как основной), второй иностранный (по выбору учащихся).

Предметный компонент «Русский язык»

В связи с тем, что русский язык является не только средством сохранения и усвоения знаний, а также и средством общения, формой передачи информации, проявления национального и личностного самосознания, базовый компонент сохранён полностью и усилен лицейским компонентом в 9-х классах, а также в 10- 11-х классах всех направлений, с целью отработки специальных знаний и навыков. Деление классов на группы способствует индивидуализации в обучении русскому языку и подготовки учащихся основной и старшей школы к ГИА-9 и ЕГЭ (табл.1).

Таблица 1. Распределение часов и соотношение компонентов учебного плана по русскому языку (* - деление класса на подгруппы)

Предмет

Кл

ФБУП

МБУП

ЧАСЫ ЛИЦЕЙСКОГО КОМПОНЕНТА

Всего часов

ГУМ

БХ

ИТ

СЭ

ФМ

Русский язык

8

3

*

-

-

-

-

16

9

2

1*

1*

1*

1*

1*

20

10

1

1*

1

1

1*

1

12

11

2

1*

*


-

*

12

Итого

19

38

7

4

3

4

4

60(22)

Предметный компонент "Литература"

Литература, как учебная дисциплина играет важную роль в воспитании личности, её нравственности и духовности, а поэтому базовый компонент сохранен полностью во всех направлениях, и усилен лицейским компонентом в классах гуманитарного направления для изучения курсов:

· 8 класс - "Мифология";

· 10, 11 классы - «Зарубежная литература».

Эти предметы преподаются как часть литературного образования, призванного обеспечить приобщение обучающихся лицея к богатствам мировой литературы.

Реализуя модель профильного обучения в классах гуманитарного направления, изучаются элективные курсы.

Предметный компонент "Иностранный язык"

Английский язык, как основной. Базовый компонент усилен в 8-11-х классах гуманитарного направления. Предусмотрено деление класса на группы с целью индивидуализации обучения. Уровень изучения английского языка позволяет получить необходимый объём как на функциональном уровне, так и для продолжения образования (табл. 2).

Таблица 2. Распределение часов и соотношение компонентов учебного плана по английскому языку (везде деление класса на подгруппы)

Предмет

Кл

ФБУП

МБУП

ЧАСЫ ЛИЦЕЙСКОГО КОМПОНЕНТА

Всего часов

ГУМ

БХ

ИТ

СЭ

ФМ

Английскийязык

8

3

3+1*

3

3

3

3

32

9

3

3+1*

3

3

3

3

32

10

3

3+1*

3

3

3

3

32

11

3

3+1*

3

-

3

3

26

Итого

19

57

20

12

9

12

12

122(65)

Второй иностранный язык изучается по выбору обучающегося за счет использования лицейского компонента с обязательным делением класса на группы, обеспечивая профильное наполнение содержание образования на гуманитарном направлении, а также выполнение социального заказа родителей и обучающихся других направлений (табл. 3).

Таблица 3. Распределение часов на изучение второго иностранного языка (лицейский компонент)

Предмет

Кл

ФБУП

МБУП

ЧАСЫ ЛИЦЕЙСКОГО КОМПОНЕНТА

Всего часов

ГУМ

БХ

ИТ

СЭ

ФМ

Немецкий

язык

8

-

2

-

-

2

-

4

9

-

3

-

2

2

-

7

10

-

3

-

-

2

-

5

11

-

2

-

-

2

-

4

Французский

язык

8

-

2

-

-

-

-

2

9

-

3

-

2

-

-

5

10

-

3

-

-

-

-

3

11

-

2

-

-

-

-

2

Испанский

язык

8

-

2

-

-

-

-

2

9

-

3

-

-

-

-

3

10

-

3

-

-

-

-

3

11

-

2

-

-

-

-

2

Итого

9

-

30

-

4

8

-

42

Развитию общей культуры лицеистов и их успешной ориентации в языковом пространстве способствуют элективные курсы, курсы углубленного изучения предмета, а также проектная деятельность учащихся на иностранном языке, направленная на подготовку к Городской НПК старшеклассников на иностранном языке «Петровские чтения: язык – основа национальной идентичности и средство межнационального общения» и к Фестивалю иностранных языков «Так много стран, так много традиций».

Образовательная область "Математика"

Включает образовательные компоненты: алгебра, теория вероятностей и статистика, алгебра и начала анализа, геометрия, информатика и ИКТ.

Данная область усилена лицейским компонентом в соответствии с профильностью. Деление класса на группы даёт возможность сделать обучение дифференцированным, способствует индивидуализации обучения, отработке навыков решения задач и подготовки учащихся старшей школы к ЕГЭ (табл. 4). Расширенную подготовку по математическим дисциплинам дают элективные курсы.

Таблица 4. Распределение часов и соотношение компонентов учебного плана предметов образовательной области «математика» (* - деление класса на подгруппы)

Предмет

Кл

ФБУП

МБУП

ЧАСЫ ЛИЦЕЙСКОГО КОМПОНЕНТА

Всего часов

ГУМ

БХ

ИТ

СЭ

ФМ

Алгебра

8

3

-

-

1+1*

1

1+1*

22

9

3

*

*

1*

1

1+1*

23

10

2

1

2

1+1*

1+1*

2+1*

23

11

3

*

1*


1

1+1*

19

Геометрия

8

2

-

-

-

-

1*

12

9

2

-

-

-

-

1*

12

10

2

-

-

-

-

1*

12

11

2

-

-


-

1*

10

Информатика

8

1

*

*

1+1*

*

*

12

9

1

*

*

*

*

*

10

10

1

*

*

*+1*

*

*

12

11

1

*

*


*

*

8

Итого

19

109

7

9

15

10

25

175(66)

Предметные компоненты «Алгебра», «Алгебра и начала анализа».

Базовый компонент традиционно сохранён. В классах информационно-технологического и физико-математического направлений предмет усилен за счет лицейского компонента, начиная с 8–го класса, в классах социально-экономического направления - с 9-го, в классах биолого-химического направления - в 10-м и 11-м. Деление классов на группы во всех классах способствует индивидуализации в обучении математики и подготовки учащихся основной и старшей школы к ГИА-9 и ЕГЭ

Предметный компонент «Геометрия». Базовый компонент усилен лицейским в 8-11-м физико-математических классах в связи с профильностью, а деление класса на подгруппы способствует отработке специальных знаний и навыков.

Предметный компонент «Теория вероятностей и статистика (алгоритмика)». Предмет, способствующий развитию логического и математического мышления, изучается интегрировано.

Предметный компонент «Информатика и ИКТ» преподаётся как самостоятельный предмет во всех лицейских классах. В классах информационно-технологического направления базовый компонент усилен на старшей ступени обучения.

Образовательная область "Естествознание"

Предметные компоненты физика, география, химия, биология, являются традиционными и изучаются на базовом уровне, кроме тех классов, где каждый из этого набора составляет профильное наполнение.

Предметный компонент «Физика».

Усилен базовый компонент и имеет деление на группы по физике в классах:

· 9, 11-м информационно-технологического направления;

· 8, 9-м классах физико-математического направления в рамках предпрофильной подготовки

что, несомненно, способствует развитию познавательной активности обучающихся и углублению знаний на профильном уровне.

В 10, 11-м классах физико-математического направления физика изучается на профильном уровне (табл. 5).

Таблица 5. Распределение часов и соотношение компонентов учебного плана по физике

(* - деление класса на подгруппы)

Предмет

Кл

ФБУП

МБУП

ЧАСЫ ЛИЦЕЙСКОГО КОМПОНЕНТА

Всего часов

ГУМ

БХ

ИТ

СЭ

ФМ

Физика

8

2

-

-

1*

-

1+1*

15

9

2

-

-

1*

-

1+1*

15

10

2

-

-

1+1*

-

2+1*

17

11

2

-

1*


-

2+1*

14

Итого

19

38

-

2

7

-

14

61(23)

Предметные компоненты «Химия» и «Биология» представлены на базовом уровне во всех классах, кроме классов биолого-химического направления (табл.6).

Таблица 6. Распределение часов и соотношение компонентов учебного плана по биологии и химии (* - деление класса на подгруппы)

Предмет

Кл

ФБУП

МБУП

ЧАСЫ ЛИЦЕЙСКОГО КОМПОНЕНТА

Всего часов

ГУМ

БХ

ИТ

СЭ

ФМ

Биология

8

2

-

1

-

-

-

11

9

2

-

1

-

-

-

11

10

1

-

2

-

1

-

11

11

1

-

2


-

-

3

Химия

8

2

-

2*

-

-

-

14

9

2

-

2*

-

-

-

14

10

1

-

2

1

-

1

9

11

1

-

2


-

1

7

Итого

19

59

-

18

1

-

2

80 (21)

В классах биолого-химического направления базовый компонент усилен и имеет деление на группы по химии и биологии в 8 и 9-м классах, что способствует развитию познавательной активности обучающихся и углублению знаний на предпрофильном уровне.

Профильность в 10, 11-м классах усиливается введением часов на биологический и химический практикум. Деление классов на группы способствует отработке специальных умений и навыков, освоению технологии решения химических задач и развитию познавательных интересов в изучении химии и биологии, для формирования целостной картины мира и самоопределения личности в окружающем мире.

В 10, 11-м классе усиление на профильном уровне осуществляется за счет лицейского компонента для изучения элективных курсов.

Предметный компонент «Экология» преподается как отдельный предмет в 8, 9 классах биолого-химического направления, во всех остальных классах преподается в рамках интегративных связей с курсами химии, физики и биологии. Предмет «Экология Москвы и устойчивое развитие» интегрирован с предметом биология в 10-11 классах всех направлений.

Предметный компонент «География». В преподавании данного предмета базовый компонент реализован полностью.

Образовательная область "Обществознание"

Предметный компонент «История».

Преподавание истории имеет распределение часов по базовому уровню и усилено лицейским компонентом в 8, 9 м классах социально-экономического направления в рамках предпрофильной подготовки. В старших классах социально-экономического направления история изучается на профильном уровне.

Профильность в социально-экономических классах усиливается введением часов на практический курс «Анализ исторических документов»

Предметный компонент «Обществознание». Преподавание обществознания имеет распределение часов по базовому уровню.

Предметные компоненты «Экономика» и «Право» изучаются, как отдельные предметы в классах социально-экономического направления:

в 8 и 9 классах в рамках предпрофильной подготовки за счет часов лицейского компонента,

в старшей школе – за счет регионального и лицейского компонентов на профильном уровне.

Предметный компонент «Москвоведение» как региональный компонент интегрирован в предметы «История», а также в проектно-исследовательской деятельности и в экскурсионной работе.

Деление класса на группы осуществляется с целью отработки СУУН

Образовательная область "Искусство"

Представлена предметными компонентами «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура», «Мировая культура и астрономия» и имеет распределение часов по базовому уровню.

Образовательная область "Технология"

Представлена, как информационными технологиями, так и материальными и преподаются на базовом уровне с делением класса на группы.

· 8 б/х – биологические технологии, практическая химия, основы медицинских знаний;

· 8 - 11 ит - информационные технологии;

· 8 ф/м – практическая физика;

· 8-11 гум - поэтика;

· 8, 11 соц/эк – анализ исторических документов;

· 10,11 бх – биологический и химический практикум

· 10,11 ф/м - практическая физика, спецматематика;

· 10, 11 ит - информационные технологии;

Образовательная область "Физическая культура"

Предметный компонент «Физическая культура» преподается по базовому компоненту с делением на группы во всех классах для проведения уроков на разных спортивных площадках (стадион, спортивный зал МГДДЮТ, спортивный зал МИРЭА). В связи с особенностями расположения лицея на территории МГДДЮТ третий час физкультуры предполагается проводить в форме спортивных мероприятий, соревнований один раз в месяц для развития общефизических навыков. Продолжительность мероприятия 4 академических (3 астрономических) часа позволяет полностью реализовать базовый компонент учебного плана.

Предметный компонент «Основы безопасности жизнедеятельности» преподаются во всех классах лицея:

· в основной школе обучение интегрировано с предметом физическая культура, отдельные темы преподаются в предметах физика, химия, биология и география.

· в старшей школе на базовом уровне. В 10-м классе проводятся учебно-тренировочные сборы.

Элективные курсы

Элективные курсы - это обязательные курсы, позволяющие учащимся выстроить индивидуальную траекторию в системе пред- и профильной подготовки.

Элективные курсы способствуют выполнению следующих целей:

· развитию и расширению знаний учащихся

· формированию системы специальных навыков и умений

· обучению методам научного познания.

Они позволяют реализовать следующие задачи:

· обеспечить учащимся ситуацию выбора

· сформировать необходимые профессиональные знания, определить профессиональные предпочтения

· разнообразить процесс познания

· стимулировать мыслительную деятельность учащихся и формировать навыки исследовательской работы

· самооценки в создании состояния успеха.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся в 8 - 11 классах предусматривает развитие навыков в создании моно-, полипроектов и рефератов, имеющих как исследовательский, так и прикладной характер, а так же, является важным критерием в оценке деятельности лицея по развитию творческих способностей у учащихся и создания условий для повышения мотивации к учению.

В многолетней практике работы ГБОУ лицея № 1525 "Воробьёвы горы" уже отработаны формы и методы данного вида деятельности на основе интеграции основного и дополнительного образования лицея № 1525 и МГДД(Ю)Т. В настоящее время лицей является ресурсным центром по трансляции опыта создания модели образовательного процесса на основе УИД (научный руководитель Леонтович А.В.).

При составлении учебного плана и анализируя адаптацию учащихся в лицее, педагогический коллектив сталкивается с тем, что приходящие к нам учащиеся имеют разный уровень образовательной подготовки по базовым предметам. Разные варианты программ по математике используются в классах гуманитарной и естественно-математической направленности. Введение элективных предметов по выбору и дополнительных курсов с углубленной программой по предмету, входящих в основную нагрузку на каждого учащегося, дают возможность облегчить социальную адаптацию выпускников лицея, подготовить обучающихся к поступлению в высшие учебные заведения столицы и более полно учесть специфику столичного рынка труда.

Список элективных курсов 2012-2013 учебного года

Биолого-химическое направление

  • Трудные случаи пунктуации русского языка
  • Фитология
  • История и культура Англии
  • Закономерности протекания химических реакций
  • Решение задач повышенной сложности
  • Стилистика русского языка
  • Основы медицинских знаний
  • Алхимия – миф или реальность
  • Культура речи. Стилистика русского языка
  • Риторика
  • Биологическая систематика
  • Основы медицинских знаний
  • Алхимия – миф или реальность

Гуманитарное направление

  • Музыковедение
  • Культура и литература XVIII-XIX вв
  • Россия и Европа в ХVI – ХVIII вв: международные отношения, политика, культура.
  • Античная литература в восприятии русских писателей
  • Verbos on los versos (испанский язык)
  • Углубленное изучение орфографии
  • Мы начинаем (испанский язык)
  • Великие географические открытия
  • Трудные и спорные вопросы русской орфографии и пунктуации
  • Избранные темы математики
  • Русская художественная культура
  • Русская литература ХХ века в художественном контексте эпохи
  • Трудные случаи английской грамматики и лексики
  • Трудности французской грамматики
  • Cambridge ESOL

Информационно-технологическое направление

  • Решение задач повышенной сложности по физике
  • Английская лексика и грамматика (трудные случаи)
  • Геометрические построения
  • Алгебра. Решение задач повышенной сложности
  • Решение задач повышенной сложности по физике
  • Английская лексика и грамматика (трудные случаи)
  • Решение задач повышенной сложности по физике
  • Особенности синтаксиса. Практикум
  • Современные информационные технологии

Социально-экономическое направление

  • Архитектура и искусство Великобритании в средние века
  • Методы решений уравнений и неравенств. Практикум
  • С немецким языком – в современный мир
  • Дополнительные теоремы планиметрии
  • Особенности синтаксиса. Практикум

Физико-математическое направление

  • Великие географические открытия
  • Углеводороды (нетипичные химические свойства)
  • Трудные случаи орфографии и пунктуации в русском языке
  • Переломные эпохи в истории России
  • Решение задач по органической и неорганической химии
  • Лингво-грамматический анализ текста
  • Решение задач по алгебре повышенной сложности


Учебный план ГБОУ лицея № 1525 «Воробьевы горы» на 2012/2013 учебный год

Основная школа

Образовательная область

Образовательный компонент

Образовательная программа гуманитарного цикла

Образовательная программа естественнонаучного цикла

Образовательная программа технического цикла

Предмет, включаемый в расписание

Предмет изучается интегра-тивно

8 гум

9 гум

8 сэ

9 сэ

8 бх

9 бх

8 ит

9 ит

8 фм

9 фм

ФИЛОЛОГИЯ

Русский язык


2+1*

2+1*

3

2+1*

3

2+1*

3

2+1*

3

2+1*

Литература


3

3

2

3

2

3

2

3

2

3

Мифология


1


-

-

-

-

-

-

-

-

Иностранный язык (англ.)


4*

4*

3*

3*

3*

3*

3*

3*

3*

3*

II иностранный язык


2**

3**

2*

2*

-

-


2*



МАТЕМАТИКА

Алгебра

Теория вероятн. (алгоритмика)


-


-

3

-

4+1*

-

4+1*

-

Алгебра


3

2+1*

4

4

-

2+1*

-

3+1*


4+1*

Геометрия


2

2

2

2

2

2

2

2

2+1*

2+1*

Информатика и ИКТ


1*

1*

1*

1*

1*

1*

2+1*

1*

1*

1*

ОБЩЕСТВО-ЗНАНИЕ

История

Москвоведение

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Обществознание


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Экономика


-

-

1

1

-

-

-

-

-

-

Право


-

-

1*

1

-

-

-

-

-

-

География


-

2

-

2

-

2

-

2

-

2

ЕСТЕСТВО-ЗНАНИЕ

Физика


2

2

2

2

2

2

2+1*

2+1*

3+1*

3+1*

Химия


2

2

2

2

2+2*

2+2*

2

2

2

2

Биология


2

2

2

2

3

3

2

2

2

2

География


2

-

2

-

2

-

2

-

2

-

Экология


-

-

-

-

1

1

-

-

-

-

ИСКУССТВО

МХК


2

1

1

1

-

1

1

1

-

-

ИЗО (биологическая графика)

-

-

-

-

1*

-

-

-

-

-

Мировая культура и астрономия

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

ТЕХНОЛОГИЯ

Информационные технологии

-

-

-

-

-

-

2*

2*

-

-

Практическая физика

-

-

-

-

-

-

-


1+1*

1*

Биологические технологии

-

-

-


1*

1*

-

-

-

-

Практическая химия





1*

1*





Анализ историч.документов

-

-

1*

1*

-

-

-

-

-

-

Поэтика

1*

1*

-

-

-

-

-

-

-

-

ОМЗ с элем. латинского языка





1*







Физическая культура

ОБЖ

2*+1

2*+1

2*+1

2*+1

2*+1

2*+1

2*+1

2*+1

2*+1

2*+1

Максимальная аудиторная нагрузка

36

35

35

36

36

36

36

36

36

36

Элективные курсы, индивидуальные консультации, проектная деятельность

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

Допустимая аудиторная нагрузка, 6-тидневная неделя

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

Старшая школа

Образова-тельная область

Предмет, включаемый в расписание

Образовательная программа гуманитарного цикла

Образовате-льная программа естественно-научного цикла

Образовательная программа технического цикла

10 гум

11 гум

10 сэ

11 сэ

10 бх

11 бх

10 ит

10 фм

11 фм

ФИЛОЛОГИЯ

Русский язык

1+1*

2+1*

1+1*

2

2

1+1*

2

2

1+1*

Литература

4

4

3

3

3

3

3

3

3

Зарубежная литература

1

1

-

-

-

-

-

-

-

Иностранный язык (англ.)

4*

4*

3*

3*

3*

3*

3*

3*

3*

II иностранный язык

3**

2**

2*

2*

-

-

-

-

-

МАТЕМАТИКА

Алгебра и начала анализа

3

2+1*

3+1*

4

4

3+1*

3+1*

4+1*

4+1*

Геометрия

2

2

2

2

2

2

2

2+1*

2+1*

Информатика и ИКТ

1*

1*

1*

1*

1*

1*

2*

1*

1*

ОБЩЕСТВО-ЗНАНИЕ

История

3

3

3

4

3

2

3

2

3

Обществознание

1

2

1

1

-

2

1

-

2

Экономика

-

-

1+1*

2

-

-

-

-

-

Право

-

-

1*

1

-

-

-

-

-

География

2

-

2


2

-

2

2

-

ЕСТЕСТВО-ЗНАНИЕ

Физика

2

2

2

2

2

2+1*

3+1*

4+1*

4+1*

Химия

1

1

1

1

3

3

2

2

2

Биология

2


2

-

3

3

2

2

-

Экология Москвы и УР

инт

инт

инт



инт

инт

инт

инт

ИСКУССТВО

МХК

1

1

-

2

2

-

1

-


Мировая культура и астрономия

-

-

-


-

-

-

2

-

ТЕХНОЛОГИЯ

Информационные технологии

-

-

-


-

-

2*

-

-

Практическая физика

-

-

-


-

-

-

1*

1*

Спецматематика

-

-

-


-

-

-

1*

1*

Биологический практикум

-

-

-


1*

1*

-

-

-

Химический практикум

-

-

-


1*

1*

-

-

-

Анализ исторических документов (практикум)

-

-

1*

1*

-

-

-

-

-

Поэтика

1*

1*

-


-

-

-

-

-

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Физическая культура

2*+1

2*+1

2*+1

2*+1

2*+1

2*+1

2*+1

2*+1

2*+1

ОБЖ

1

1

1

1

1

1

1

-

2

Максимальная аудиторная нагрузка

37

34

36

35

36

35

37

37

36

Элективные курсы, индивидуальные консультации, проектная деятельность

0

3

1

2

1

2

0

0

1

Допустимая аудиторная нагрузка, 6-тидневная неделя

37

37

37


37

37

37

37

37

5. Характеристика учебных программ

Образовательные программы, используемые в лицее, предусматривают решение следующих задач:

· Формирование целостного восприятия учащимися окружающего мира и осознание их личной включенности в связь времён;

· Формирование устойчивого познавательного интереса к освоению предметов.

· Формирование духовно-ценностной ориентации личности;

· Становление гражданского самосознания;

· Освоение идеи права как основы отношений;

· Овладение коммуникативной культурой;

· Оптимальное общее развитие учащихся;

· Обеспечение глубины и прочности усвоения учебного материала с целью снижения перегрузки учащихся за счёт сбалансированности содержания курсов;

Решение этих задач обеспечивается:

· Преемственностью между основной и средней ступенями обучения с учётом интересов школьников при выборе путей реализации способностей;

· Интеграцией предметов (или элементы интеграции в предметах), в содержании и методике;

· Введением курсов дополнительного образования, интегрированных с основными курсами разных образовательных областей;

· Диагностикой достигаемых образовательных результатов.

6.Организационно-педагогические условия, способствующие реализации образовательной программы

Организация учебного процесса

Продолжительность урока - 45 минут.

Предусмотрены наполняемость классов 25 человек.

Деление классов на 2 группы при изучении русского языка, иностранных языков (английского), информатики и ИКТ, физической культуре, профильным предметам.

Введены режим продленного дня, бесплатное горячее питание.

Формы организации образовательного процесса

Наряду с основной формой организации учебного процесса - классно-урочной, в лицее активно используются и такие, как лекционные, семинарские, индивидуальные, консультационные занятия, учебные экскурсионные занятия, практикумы, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы

Особенностью образовательных технологий, обеспечивающих реализацию программы, является ориентация на развитие:

· Самостоятельности и креативности мышления;

· Исследовательских умений;

· Коммуникативной культуры;

· Умений самоанализа;

· Потребности в непрерывном самообразовании.

В образовательном процессе лицея особое внимание уделяется методам развивающего и личностно-ориентированного обучения, активизации познавательной деятельности в урочное и внеурочное время, роли самостоятельной творческой исследовательской работы учителя и ученика.

Образовательные технологии, используемые педагогами лицея

Современные образовательные технологии

Вторая ступень

Технология использования в обучении игровых методов

Исследовательские методы в обучении

Проектные методы обучения

Информационно-коммуникационные технологии

Технология развития критического мышления

Творческие мастерские

Здоровьесберегающие технологии

Система инновационной оценки «портфолио»

Третья ступень

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и др. видов обучающих игр

Исследовательские методы в обучении

Проектные методы обучения

Информационно-коммуникационные технологии

Проблемное обучение

Творческие мастерские

Здоровьесберегающие технологии

Система инновационной оценки «портфолио»

Дополнительное образование

Технология использования в обучении игровых методов

Исследовательские методы в обучении

Проектные методы обучения

Информационно-коммуникационные технологии

Проблемное обучение

Творческие мастерские

Здоровьесберегающие технологии

Система инновационной оценки «Портфолио»

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение учащихся

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение включает в себя:

· Психологическую диагностику развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы учащихся;

· Социально-педагогическую диагностику развития учащихся;

· Медицинское сопровождение учащихся.

В службе сопровождения работают педагог-психолог, социальный педагог.

Психологическая диагностика осуществляется школьным психологом, социальным педагогом. Подбор методик психологической диагностики обусловлен задачами образовательной программы лицея. Для психологической диагностики применяются методики с высоким уровнем валидности.

Ежегодно в лицее проводится комплексный анализ адаптации учащихся 8-х и 10-х классов. В основной и средней школе психологическое обследование носит выборочный характер, являясь средством групповой и индивидуальной диагностики проблем развития учащихся. Также в старших классах ежегодно организуются профориентационное тестирование и консультация для всех субъектов образовательного процесса.

Для социально-педагогической диагностики используются методы педагогического наблюдения, применяется методика «Карта одаренности». Ежегодно проводятся социологические исследования, составляется социальный портрет каждого класса, что дает возможность сделать образовательный процесс личностно-ориентированным. Результаты диагностики анализируются классными руководителями, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования. Один раза в месяц администрацией лицея и службой сопровождения проводится собеседование с классными руководителями на совете профилактики, в результате чего вносятся коррективы в организацию образовательного процесса.

Ежедневно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья учащихся. В лицее оборудован медицинский кабинет в соответствии с современными требованиями.

Служба сопровождения создает банк данных на основании диагностического отслеживания, педагогического анализа, психологического обследования, наблюдения за учащимся в процессе обучения, персонального учета учащихся, вызывающих тревогу, социально-педагогической характеристики класса. Эффективность службы сопровождения достигается только в единстве реали­зации ее функций: диагностики (комплексной, текущей, конкретной проблемы), консультаций (семье, педагогам, ребенку), индивидуальной коррекционной или групповой работы с ребенком, семьей.

Организация учебного процесса в целях охраны жизни и здоровья учащихся

В лицее выполняются гигиенические требования к образовательной нагрузке и расписанию уроков. С целью профилактики утомления учащихся, нарушения осанки, проблем со зрением обу­чающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз.

В оздоровительных целях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении:

· подвижные (игровые) перемены;

· внеклассные спортивные занятия и соревнования;

· дни здоровья, туристические походы.

Характеристика педагогического коллектива лицея

Распределение педагогов по квалификации

Распределение педагогов по возрасту

7. Формы аттестации и учета достижений учащихся

В рамках настоящей образовательной программы в лицее используются различные формы аттестации учебных результатов и достижений учащихся. Учет результативности обучения учащихся на протяжении всего периода осуществляется традиционными формами оценки (текущая успе­ваемость, типовые контрольные и тестовые работы, диагностические контрольные работы, зачеты). Контроль осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием по предмету и по плану контроля и руководства администрации.

Ожидаемый результат оценивается и нетрадиционными методами: олимпиады, конкурсы, игры, проекты, программы, защита учебно-исследовательских работ, научно-практическая конференция.

Формы аттестации, используемые в лицее на разных ступенях обучения

Ступени обучения

Формы аттестации

Основная школа

2 ступень

Аттестация осуществляется по четвертям и итоговая в конце учебного года.

Тематические и итоговые контрольные работы на основе пятибалльной системы оценивания.

По отдельным предметам - зачеты.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы.

Тестовые работы.

Защита реферативных работ и проектов учащимися 9 классов.

В 9-х классах государственная (итоговая) аттестация выпускников лицее - в соответствии с Положением, утвержденным МО РФ (частично в форме ГИА)

Портфель достижений – одна из форм итоговой аттестации образовательных результатов учащихся.

Средняя школа

3 ступень

Аттестация осуществляется по полугодиям и итоговая в конце учебного года

Тематические и итоговые контрольные работы на основе балльной системы оценивания.

По профильным предметам организуются зачеты.

Защита учебно-исследовательских работ учащимися 10-11 классов.

В 11-х классах государственная (итоговая) аттестация выпускников лицея - в соответствии с Положением, утвержденным МО РФ

Портфель достижений – одна из форм итоговой аттестации образовательных результатов учащихся.

Возможность определения собственных результатов образовательной деятельности предоставляется учащимся во время лицейских научно-практической конференциях, интеллектуальных игр и олимпиад по образовательным областям и предметам, участия в городских и Всероссийских конференциях, конкурсах, фестивалях.

8.Ожидаемые результаты освоения программ

Ожидаемый образовательный результат включает в себя:

· умение проводить самоанализ учебных достижений;

· навыки исследовательской работы;

· умение проектировать как учебную, так и социально-творческую деятельность;

· коммуникативные умения и речевую культуру;

· ценностное отношение к знаниям;

· мотивацию к непрерывному образованию;

· умение ориентироваться в мире социальных и нравственных ценностей и проблем;

· толерантное отношение к действительности (в суждениях, поведении, оценке событий);

· умение работать с различными источниками информации, используя, в том числе, информационные технологии;

· предметные результаты, обозначенные в учебных программах по предметам.

Достижение высоких образовательных результатов учащихся обеспечивается изучением всего комплекса предметов в образовательных областях; использованием интеграции на уровне идей, понятий, личностей в процессе преподавания предметов различных образовательных областей; системой дополнительного образования, представленной в полном объеме по всем образовательным областям и направлениям; учебно-исследовательской деятельностью учащихся, учебными экскурсиями; системой внеклассной работы по предмету, которая рассматривается как продолжение учебной работы.